Несколько лет назад, когда я была у парикмахера, в журанале Esquire мне попалась статья Александра Аузана об институциональной экономике. Дочитать её тогда я не успела, но поскольку тема была мне интересна, я дочитала ее позже на сайте esquire.ru. Вернее, это оказалась серия из двенадцати статей . Статьи эти были изданы и в виде книги "Институциональная экономика для "чайников". Это занимательное чтиво, и действительно хорошо объясняет, почему мы живём именно так как живём.
Часть 1. Мир — это сборище иррациональных и аморальных оппортунистов
Часть 2. Почему каждый человек обязан ходить на дуэли, давать взятки гаишникам и не торговаться в супермаркетах.
Часть 3. Что такое трансакционные издержки и насколько пагубно они могут влиять на государственную иерархию, судебную систему и ваши личные взаимоотношения с прачечной.
Часть 4. Об экономических преимуществах стояния в очереди и объясняет, как колючая проволока может существенно увеличить стоимость окруженной ею земли.
Часть 5. Чем друг от друга отличаются разные виды собственности на примерах платяного шкафа, бангладешской промышленности и яблок, растущих на Воробьевых горах.
Часть 6. В чем преимущества режима частной собственности, в чем недостатки режима государственной собственности и почему, тем не менее, людям придется жить и с тем, и с другим.
Часть 7. О красном склерозе, проблеме халявщика, отрицательных селективных стимулах и других общественно-экономических расстройствах.
Часть 8. Как экономика помогает понять преступников, защитить малорослых людей и определить политическое лицо государства.
Часть 9. Почему революция — это плохо, а также зачем американцы отменили экономически эффективное рабство и в какую институциональную колею угодила Россия.
Часть 10. О состоянии современной России: является ли наш застой генетической болезнью, хроническим заболеванием или корью во взрослом возрасте.
Часть 11. Почему в России модернизация нужна всем, но не сейчас, и почему российские элиты стоят перед «дилеммой заключенного».
Часть 12. Какие ценности мешают российской модернизации и как школа, суд и общество потребления могут ей помочь.